Администрация Малосердобинского района
Размер шрифта:
А
А
А
Обычная версия
Предупреждение мошенничества: проблемы и перспективы
Предупреждение мошенничества: проблемы и перспективы
Профилактика правонароушений 14.02.2020

Мошенничество – преступление, обнаруживающее в последние годы очевидную тенденцию к росту.

Наиболее распространенными видами мошенничества в зависимости от схемы его реализации можно назвать социальные мошенничества, мошенничества, совершенные с использованием средств сотовой связи (мошенничества, совершенные под видом сотрудников полиции за освобождение родственников от уголовной ответственности, розыгрышей ценных призов через рассылку на телефонные номера потерпевших СМС-сообщений, служб безопасности банков, прекращения избиения родственников имеющих долги, оплаты услуг, либо предоплаты за товар, за дизельное топливо, компенсации за некачественные лекарственные средства).

Жертвами мошенников становятся различные категории граждан. Наиболее частые мошеннические схемы, которые реализуются в Пензенской области звонок по телефону от якобы сотрудников банка, сообщение о выигрыше (на мобильный телефон приходит смс «вы выиграли миллион рублей (или ценный приз), чтобы получить его оплатите 40 тысяч рублей налога на данный счет»), предложения о покупке чудо-приборов «от всех болезней», по цене от 30 до 500 тысяч рублей и т.д.

Как правило, телефонные мошенники находятся в других регионах России, например, в Самаре, Кургане, Новосибирске, поэтому похищенные денежные средства вернуть практически невозможно. Преступники при совершении мошенничеств пользуются сим-картами, которые зарегистрированы на не существующих граждан, либо, пользуются недобросовестностью салонов сотовой связи, предоставляющих услуги подключения к операторам сотовой связи, в результате чего сим- карты регистрируются на граждан, которые даже не знают об этом.

Все виды мошенничества связаны с невнимательностью или неосведомлённостью потерпевших. Очень часто это происходит из-за их неопытности, пожилого возраста. Мошенники достаточно хорошие психологи, и существуют только благодаря доверчивости других людей.

Часто, несмотря на принимаемые профилактические меры по предотвращению фактов социального мошенничества, излишняя доверчивость, особенно социально незащищённой категории лиц (несовершеннолетние и лица престарелого возраста) приводит к значительным финансовым потерям с их стороны.

Сеть Интернет, являясь крупнейшим средством обмена информацией, в то же время порождает стремительный рост преступлений, связанных с использованием информационных технологий.

Признаки мошенничества со стороны покупателя при продажах в Интернете:
Покупатель не особо интересуется товаром, быстро демонстрирует свое желание сделать покупку и переходит к разговору о способе оплаты.

Покупатель просит вас назвать полные реквизиты карты, включая фамилию-имя латиницей, срок действия и CVC-код. При помощи этих данных он сам легко сможет расплатиться вашей картой в Интернете.

Покупатель просит вас сообщить ему различные коды, которые придут к вам на мобильный телефон, якобы необходимые ему для совершения платежа.

Признаки мошенничества со стороны продавца при покупках в Интернете:

Отсутствует адрес и телефон, все общение предлагается вести через электронную почту или программы обмена мгновенными сообщениями.

Отсутствует реальное имя продавца, человек прячется за «ником».

Продавец зарегистрирован на сервисе недавно, объявление о продаже – единственное его сообщение.

Объявление опубликовано с ошибками, составлено небрежно, без знаков препинания, заглавными буквами и т.д.

Отсутствует фото товара, либо же приложен снимок из Интернета (это можно определить, используя сервисы поиска дубликатов картинок).

Слишком низкая цена товара в сравнении с аналогами у других продавцов.

Продавец требует полную или частичную предоплату (например, в качестве гарантии, что вы пойдете получать товар на почте с оплатой наложенным платежом).

Продавец принимает оплату только на анонимные реквизиты: электронные кошельки, пополнение мобильного телефона или на имя другого человека (родственника, друга и т.д.).

Как не стать жертвами телефонных мошенничеств:

При телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, выяснить подробности случившегося, а не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям;

Перезвонить (а лучше всего подойти) в любое отделение банка, от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/карте, и решить все возникшие вопросы. Можно также позвонить своим близким, которые хорошо разбираются в современных технологиях, рассказать о поступившем сообщении и спросить совета. Следует запомнить: ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону или сообщать реквизиты карты;

Не сообщать незнакомым людям (как при личном контакте, так и по телефону или интернет-переписке) данные о себе, своих близких, родственниках, банковских картах, то есть любую конфиденциальную (личную)информацию;

Не осуществлять предоплату за товар или обещанную выплату (услугу), производить оплату только при их фактическом получении.

Как не стать жертвой интернет - мошенничества:

Следует внимательно изучить информацию интернет-сайта, отзывы, сравнить цены за интересующий товар. Отсутствие информации, запутанная система получения товара зачастую являются признаками мошенничества;

Получить максимум сведений о продавце или магазине: адреса, телефоны, историю в социальных сетях, наличие службы доставки и т.п. Действующие легально интернет-магазины или розничные продавцы размещают полную информацию и работают по принципу «оплата товара после доставки»;

Нельзя сообщать (посылать по электронной почте) информацию о своих пластиковых картах. Преступники могут воспользоваться их реквизитами и произвести, например, различные покупки.